Навигация: Пассажирам Бесплатный проезд для пенсионеров и инвалидов
Бесплатный проезд для пенсионеров и инвалидов

В Украине существует более 20 категорий лиц, которым положен бесплатный проезд на всех видах городского транспорта. В некоторых крупных городах количество пассажиров с бесплатным проездом превышает число тех, кто платит за билет. Это приводит к катастрофическим последствиям. В частности, перевозчики не получают положенных им дотаций в полном объеме.

 Государством установлено, что любой льготник имеет право на 30 поездок в месяц. Именно это количество и закладывается в муниципальный бюджет для перечисления транспортникам. На практике все выглядит совсем не так. Пассажиры с бесплатным проездом пользуются своими льготами гораздо чаще и интенсивнее, тем самым, транспортное коммунальное или частное предприятие получает полную наполненность салонов транспортных средств, но при этом не видит денег. Как результат – изношенный парк транспортных средств, задержка выплаты заработной платы, низкий уровень жизни работников транспортных компаний и т.д.

Некоторые перевозчики пошли на крайние меры. Они внедрили в действие собственное правило: в салоне маршрутного такси может одновременно ехать не более 2-х пассажиров с бесплатным проездом, в средних по вместимости автобусах – не более 4-х, в крупногабаритных транспортных средствах – не более 6-ти. Доходит до абсурда: маршрутка полупустая, но в салоне уже сидит два пассажира с льготным проездом, и водитель не пускает других лиц, имеющих право бесплатного проезда. В полупустом состоянии маршрутка может уехать в рейс, так и не посадив всех желающих.

Как это исправить?

Власти Украины нашли неоднозначный выход из сложившегося положения. Нет, увеличения субсидирования перевозок транспортным предприятиям ожидать не стоит. Денежных средств на это в бюджетах муниципалитетов не предусмотрено. Властями подготовлено правительственное постановление, согласно которому большая часть льготников будет переведено на систему выплаты денежной компенсации за льготный проезд.

Данное решение на части территории Украины уже вступило в действие. Многие льготники этим недовольны. Если раньше они могли свободно передвигаться по городу, то теперь количество поездок строго регламентировано. Если учитывать, что любая поездка предполагает возврат, то при посещении другого конца города с учетом обратной дороги тратится сразу две лимитированные поездки. Таким образом, пассажир, имеющий право на бесплатный проезд, может воспользвоаться им только 15 дней в месяце.

А как быть тем, кто вынужден передвигаться ежедневно, например, на работу? Доплачивать из своего кармана. Или отказаться от получения льготы в натуральном виде в денежном эквиваленте. К счастью, подобная мера также предусмотрена в правительственном постановлении.

Кому это выгодно?

Льготный проезд в общественном городском транспорте в Украине предоставляется всем пенсионерам, инвалидам первой и второй группы, участникам болевых действий и АТО, ветеранам ВОВ и труженикам тыла, многодетным семьям, ликвидаторам чернобыльской аварии и т.д.

Куму из них может быть выгодна монетизация льготы на бесплатный проезд:

· многодетным семьям, которые проживают в сельской местности и в принципе не используют свое законное право в полной мере (если исходить из того, что дотация положена на каждого члена семьи, то им эта мера поддержки будет очень выгодна);

· инвалидам, которые не могут передвигаться самостоятельно и, соответственно, не пользуются услугами общественного городского транспорта;

· пенсионерам, обладающим личным легковым транспортом (они не ездят на автобусах и трамваях, предпочитая использовать собственный автотранспорт, им деньги пригодятся для соответствующих затрат).

Абсолютно не выгодно подобное замещение будет пенсионерам и инвалидам, которым по жизненным обстоятельствам требуется ежедневно передвигаться на общественном транспорте. Им, вероятнее всего придется доплачивать за поездки из собственного кармана. В принятом постановлении правительства Украины жестко ограничен лимит совершаемых поездок. Социально гарантированная норма составляет 30 бесплатных поездок в месяц. Так как дотации и субсидии транспортным коммунальным предприятиям оплачивает муниципалитет, то местным властям разрешено увеличивать количество поездок для льготников. Но вряд ли они это будут делать, поскольку лишних денег в муниципальных бюджетах не наблюдается.

Что думают пенсионеры и инвалиды?

Тут мнения разделились. Часть пенсионеров и инвалидов думает о том, что льготы на самом деле являются скорее виртуальными, а денежные средства каждый месяц они будут получать вполне реальные. Ведь на самом деле транспортные компании кране негативно относятся к тем пассажирам, которые пользуются льготным проездом. И, если в метрополитене все обезличено и нет повода для унижений, то при попытке сесть в маршрутное такси пассажиру с льготным проездом в 99% случаев будет оказано. Его просто не пустят в салон, унизив при всех остальных людях. Если очень нужно уехать, то пенсионеры и инвалиды, имеющие право на бесплатный проезд, вынуждены все равно покупать проездной талон за свои собственные деньги. И эти затраты не возмещаются муниципалитетами.

Представьте себе, если пенсионер или инвалид проживает в спальном районе города, где рядом нет трамвайных и троллейбусных путей, станции метро. Он вынужден пользоваться услугами маршрутного такси, поскольку городской автобус ходит крайне редко и с опозданиями. Что ему остается делать, если водитель отказывает в посадке по льготному удостоверению? Конечно же – купить билет.

Эта часть пассажиров говорит о том, что они рады, что им будет приходить хотя бы частичная денежная компенсация за понесенные расходы. Кстати говоря, размер компенсации составляет от 240 до 390 грн в зависимости от города и области. В небольших населенных пунктах размер компенсации меньше, в крупных мегаполисах больше. Но установлен социальный минимум в 200 грн.

Принятые лимиты

В целом по стране приняты следующие лимиты: 30 поездок в месяц на любом виде городского общественного транспорта или денежная компенсация в размере 240 грн.

В отдельных городах муниципальные власти пошли еще дальше и с целью равномерного распределения дотаций между коммунальными транспортными предприятиями определили следующие лимиты:

· 5 поездок на автобусе, 5 поездок на троллейбусе, 5 поездок на трамвае, 7 поездок на метрополитене и 8 поездок на междугородних автобусных маршрутах (в Киеве);

· 7 поездок на трамвае, 7 поездок на троллейбусе, по 8 на автобусах городских и пригородных маршрутов (Винница и область);

· Харьков и Днепропетровск – по 5 поездок на троллейбусе, трамвае и городском автобусе, 7 поездок на метро и 8 поездок на пригородном электропоезде или автобусе;

· Вольнь – 11 поездок на троллейбусе, 11 поездок на автобусе, 8 поездок на маршрутном такси, электропоезде или автобусе пригородного сообщения.

Если пассажир отказался от бесплатного проезда в пользу получения денежной компенсации, то для этого нужно обратиться в департамент социальной защиты населения по месту своей постоянно регистрации. Там нужно написать заявление и предоставить расчетный счет свой банковской карточки. Компенсация будет выплачиваться до 10 числа каждого месяца, в котором не положен бесплатный проезд. Инвалидам, у которых установлена первая группа нетрудоспособности, а также инвалидам детства компенсация за неиспользованное право на бесплатный проезд будет выплачиваться в двойном размере.

12.06.2019